Малимонов В.В.1, Шлюндт С.А.2
1МАОУ СОШ №208 с УИОП, Екатеринбург, Россия;
2КЖТ УрГУПС, Екатеринбург, Россия
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО ХИМИИ
В статье рассказывается о необходимости проведения с учащимися практических работ для их подготовки к сдаче ОГЭ по химии. Представлена методика подготовки, основанная на многолетнем опыте авторов. Показан алгоритм проведения практических работ, позволяющий с 8 класса подготовить учеников к сдаче экспериментальной части ОГЭ. Даны практические рекомендации к его применению. Представлены примеры дополнительных заданий к практическим работам.
Ключевые слова: практическая работа, ОГЭ, подготовка учащихся
Vladimir V. Malimonov1, Svetlana A. Shlyundt2
1MGE ESS 208, Yekaterinburg, Russia
2KRT USURT, Yekaterinburg, Russia
FROM THE EXPERIENCE OF PREPARING STUDENTS FOR THE EXPERIMENTAL PART OF THE GENERAL STATE EXAM IN CHEMISTRY
The article describes the need to conduct practical work with students to prepare them for passing the general state exam in chemistry. The method of preparation based on the authors' long-term experience is presented. The algorithm of practical work is shown, which allows students to prepare for the experimental part of the general state exam from the 8th class. Practical recommendations for its application are given. Examples of additional tasks for practical work are presented.
Keywords: practical work, general state exam, training of students
Сейчас активно внедряются ФГОС третьего поколения [1]. Его главной отличительной чертой являются чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, в том числе и химии. Практическим навыкам в документе уделяется значительно большее внимание, чем в предыдущих вариантах. Так, в пункте 45.7.3. (требования к условиям реализации программы основного общего образования по учебному предмету «Химия» (на базовом уровне)) имеются два больших блока, указывающих на необходимость наличия практических навыков планирования и осуществления ряда химических экспериментов (№10 – всего 22 наименования) и владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни (№11). На углублённом уровне (пункт 45.7.4.) к ним добавляется ещё семь (№7). Поэтому формирование экспериментальны умений и навыков у школьников и учащихся колледжей является важнейшей задачей учителей химии.
Естественным путём достижения данной цели является проведение практических и лабораторных работ. Однако практика показывает, что во многих образовательных организациях данный вид занятий не проводится, или проводится далеко не в полной мере.
Преподаватели и учителя химии игнорируют практические работы по нескольким причинам. Перечислим только главные.
Во-первых, это слабость материальной базы многих школ и колледжей. Особенно там, где химия не является профилирующим предметом, руководство не видит смысла тратить достаточно большие ресурсы на формирование и поддержку химических лабораторий. Считается, что ситуация может быть исправлена с помощью ЦОР (различные электронные тренажёры, лаборатории, конструкторы и проч.), однако нами была показана низкая эффективность такого подхода [2].
Вторая причина – низкая оплата труда лаборантов, что приводит, как правило, к совмещению данной должности учителем или педагогом. Это не может не сказываться на качестве работы вообще, и выражается в уменьшении или полном исчезновении практических работ, даже если материальная база ОУ позволяет это делать.
В-третьих, это незаинтересованность учителей в конечном результате своей работы – обычно заранее известно, кто из ребят будет сдавать химию; остальные обучаются по остаточному принципу. Прежде всего, это относится к учителям-совместителям, которые просто не имеют времени на подготовку и проведение практических работ, да и не очень к этому стремятся.
По нашим данным, основанным на личных беседах и мониторинге социальных сетей педагогов и учителей химии города Екатеринбурга, и ни в коей мере не претендующих на научную достоверность, практические работы не проводят от 45 до 70% преподавателей. Это касается не только массовых школ, но и элитных учебных заведений, что является недопустимым и не может не сказаться в будущем на результатах сдачи ЕГЭ и ОГЭ по химии.
В данной статье мы представляем собственный опыт проведения практических работ и подготовке к сдаче экспериментальной части ОГЭ, основанный на многолетнем практическом использовании.
8 класс, возможно и ранее: формирование начальных навыков проведения практических и лабораторных работ. Обязательно знакомство на отдельном занятии с лабораторным оборудованием и правилами обращения с ним. Важно, чтобы учащиеся своими руками поработали с приборами и посудой. Так, уже довольно длительное время мы сталкиваемся, например, с тем, что дети не умеют пользоваться обыкновенными спичками, так как в быту у многих такая потребность отсутствует. Соответственно, ребёнка нужно не только научить зажигать спички, но и преодолеть свой страх перед пользованием обычной спиртовкой.
Обязательно изучение техники безопасности при проведении практических работ, причём вначале для работы используются только физические явления, а не химические.
Во второй половине курса, когда уже изучены электролиты и ионные реакции, необходимо продолжить формировать культуру проведения эксперимента. Для этого учащиеся приучаются к следующему алгоритму проведения работы:
- Изучение техники безопасности. С ней ребята в основном знакомы по ранее проведённым работам, поэтому отдельное время на изучение ТБ не тратится. При этом мы используем инструкцию к выполнению задания 24 демонстрационного варианта ОГЭ текущего года, которую можно либо вклеить в тетрадь по химии, либо разместить в сети интернет, либо проговорить подробно на уроке один раз, требуя в будущем её беспрекословного выполнения.
- Домашняя подготовка учащихся – описание работы по плану: а) Название, б) Цель работы (ответить на вопрос: зачем нужно было провести данную работу?), в) Оборудование и реактивы, г) Ход работы (включает в себя описание всех опытов, записанное в прошедшем времени), д) Общий вывод по работе (пишется по цели – самая трудная часть работы для учеников).
Необходимо также объяснить учащимся, что не зависимо от конкретной реакции, все эксперименты оформляются по единому плану, включающему 4 пункта: а) Что я делал (-а); б) Что наблюдал (-а); в) Уравнение реакции (если нужно, то и с ионными или электронным балансом); г) Вывод по реакции (также отвечает на вопрос: зачем мы провели данный опыт?).
Для формирования ответственного отношения учащихся к оформлению практических работ мы сообщаем им, что учащиеся, не оформившие ПР, до занятия допущены не будут. Это не означает, что они не допускаются в кабинет. Просто им выдаётся отдельное теоретическое задание, которое они должны выполнить на оценку за урок. Как правило, эта мера стимулирует ответственных учащихся в будущем выполнять работу, а неответственные благодаря ей не мешают проведению урока.
Поэтому перед уроком все ученики показывают оформленную работу, а учитель допускает их до практической. Составить дополнительные задания под каждый конкретный класс не составляет труда. Примеры таких заданий будут приведены в конце статьи.
- Проведение практической работы на уроке. Так как учащиеся заранее оформили урок, им остаётся только выполнять все пункты по порядку. Роль учителя сводится к корректировке возможных ошибок и подсказкам в ключевых местах урока.
Важно понять, что результаты каждого опыта ученики обязаны предъявить учителю, иначе опыт считается не выполненным. В конце урока все присутствующие (в том числе и выполняющие дополнительное задание) сдают тетради для последующей проверки.
9 класс: при изучении простых веществ практические работы продолжают проводиться по тому же алгоритму. В связи с тем, что данный класс является выпускным, целесообразным будет проводить дополнительные занятия для подготовки к ОГЭ.
При таком подходе отдельная подготовка к сдаче экспериментальной части ОГЭ не требуется. Можно просто провести отдельную консультацию, во время которой обсуждаются требования текущего года (например, в этом году в свердловской области рекомендовалось указывать цвет осадков, не указывая их консистенцию, кроме галогенидов серебра) и прорепетировать один или несколько вариантов 24 задания.
Ниже приведены дополнительные задания по некоторым работам для тех, кто не оформил вовремя практическую работу. Общие правила составления: а) задания подбираются индивидуально для класса; б) задания лучше придумывать свои, чтобы ответов на них не имелось в интернете; в) задания должны быть максимально конкретными.
ПР «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием»
1) Даны медь, молоко, кислород, железо, минеральная вода, сахар, гранит, поваренная соль, воздух. Распределите перечисленное по группам: а) простые вещества, б) сложные вещества, в) смеси.
2) Составьте план разделения смеси, состоящей из соли хлорида меди (II) и речного песка.
3) Выпишите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (стр. 198-199).
4) Допишите приведённые ниже фразы, заменив многоточия подходящими по смыслу понятиями «химический элемент», «атом», «молекула».
а) … кислорода состоят из … одного … .
б) … кислорода содержит два … .
в) В состав … воды входят … двух …, одним из которых является кислород.
г) … кислорода входят с состав воздуха.
5) Выпишите из приведённых предложений в задании 4 названия: а) простого вещества, б) сложного вещества, в) смеси.
ПР «Признаки химической реакции»
1) При взаимодействии, описанном в опыте №1 (стр.207-208) выделился 1 грамм воды. Сколько граммов оксида меди вступило в реакцию?
2) При взаимодействии, описанном в опыте №2 (стр.208) выделился 1 литр углекислого газа. Сколько граммов мрамора вступило в реакцию?
3) Сколько нужно взять соли роданида калия (опыт №3, стр. 208), если должно быть приготовлено 50 граммов 20% раствора этого вещества?
4) Какова масса выпавшего осадка в опыте №4 (с.208), если в реакцию вступил 1 грамм карбоната?
5) Составьте уравнения химических реакций, соответствующих схеме, отметьте признаки реакций:
Cu → CuO → CuNO3 → Cu(OH)2 → CuO
ПР «Свойства металлов и их соединений»
1) Напишите уравнение реакции получения сульфата железа (II) (FeSO4) из серной кислоты (H2SO4). (1 балл)
2) Решить задачу. Исходя из вашего уравнения (пункт 1): сколько получится сульфата железа (II) (FeSO4), если было взято 50 граммов серной кислоты (H2SO4). (1 балл)
3) Перед вами в трёх пробирках находятся твёрдые белые вещества NaOH, K2CO3 и BaCl2. Предложите один реактив, с помощью которого можно определить, какое вещество находится в какой из пробирок. Обязательно напишите все три уравнения реакций, указав в них тот самый признак, с помощью которого вы сможете точно определить вещество. (3 балла)
ПР «Получение, собирание и распознавание газов»
1) Ответьте на вопросы и задания (1-4) после первого опыта первого варианта работы (стр. №).
2) Ответьте на вопросы и задания (1-3) после второго опыта первого варианта работы (стр. №).
3) Решить задачу. Сколько литров водорода выделится при реакции в первом опыте, если полностью прореагировал 1 грамм цинка?
4) Решить задачу. Сколько нужно взять граммов хлорида аммония во втором опыте, чтобы получить 2 литра аммиака?
5) Составьте уравнения химических реакций, соответствующих схеме, отметьте признаки реакций:
KOH → H2 → KH → H2 → HCl → H2 → NH3
Наш подход позволяет не только подготовить учащихся к сдаче экспериментальной части ОГЭ, но и отлично готовит их к работе с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64101).
2. Малимонов В.В. К вопросу об использовании электронных средств обучения на уроках химии // VI областная НПК учителей химии «Теория и практика обучения химии в условиях реализации образовательных стандартов». Свердловская область, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chemistryteacher.com.ru/malimonov6.html (дата обращения 23.05.2022).
Источник: https://disk.yandex.ru/i/Q--eUBAHQQEKtg |