
Педагоги обратились в Русское географическое общество с просьбой помешать исключению из федерального перечня учебников, по которым работает более 90% школ страны.
Открытое письмо направили на имя президента РГО и министра обороны РФ Сергея Шойгу. К настоящему моменту подписи под документов поставили более 600 преподавателей и методистов из всех российских регионов.
В нем отмечается, что география имеет огромный потенциал для формирования у школьников научного мировоззрения и патриотизма, повышения их культурного уровня. На практике реализовать эти цели помогали учебники географии из федерального перечня учебников, сформированного в 2014 году.
Однако в конце прошлого года Минпросвещения по итогам «дополнительной экспертизы» исключило из списка пять линий учебников для 5-9 классов из семи. Экспертиза вызвала негатив у большинства педагогов, авторов учебников, а также членов Российской академии образования. Исключенные учебники имели массу рекомендаций, по ним работали 90% российских школ в 85 регионах, говорится в обращении.
Учителя полагают, что сокращение рекомендованных учебников негативно скажется на изучении курса географии. Школьники не смогут полноценно освоить курс в 9 классе, а на его базе ведется подготовке к сдаче ОГЭ.
В новый список включили всего две линии учебников, по которым занимаются менее 10% школ. Это не говорит о низком качестве пособий, но свидетельствует о наличии выбора у педагогов. Наличие разных учебников отвечает необходимости выбора разных методик преподавания, разным потребностям школ. Оно обеспечивает вариативность и эффективность образования, пояснили авторы. Они назвали все семь линий учебников качественными и проработанными. По ним учились победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по географии. Нельзя сказать, что пять исключенных пособий были плохими. Более того, эти учебники отвечали актуальному практико-ориентированному подходу в обучении, делали акцент на исследовательской и проектной деятельности учеников. Из списка также удалили «классические» учебники.
Авторы обратили внимание на рост внимания к географической науке и географии России, которого удалось достичь в том числе силами РГО и педагогов. На этом фоне внезапная и немотивированная смена учебников может ударить по возросшему интересу к предмету. Учителя обратили внимание, что при формировании списка Минпросвещения не обратило внимание на наличие конкретных учебников в большинстве школ, не спросило мнения преподавателей. В итоге школам нужно потратить большие деньги на закупку учебников, а учителям в короткие сроки перестроить методику сразу по нескольким курсам (с 5 по 9 классы). В таких условиях неминуемо может пострадать качество.
В этой связи авторы письма попросили РГО посодействовать в решении нескольких вопросов:
1. включить в состав экспертов членов комиссии РГО по географическому и экологическому образованию;
2. разрешить работать по «старым» семи учебникам как минимум до разработки новой процедуры включения учебников в ФПУ;
3. разрешить школам до 2021 года покупать учебники из предыдущего списка (от 2014 года);
4. разрешить издательствам обновление фактических данных в учебниках без дополнительных экспертиз для их актуализации;
5. провести экспертизу учебников на соответствие Концепции развития географического образования в РФ, примерной программе, новой редакции ФГОС осенью 2020 года с последующим формированием нового перечня зимой 2021 года.
Источник здесь
Кроме того, преподаватели отмечают необходимость регионов «потратить миллионы рублей на закупку одной из представленных в федеральном перечне линий учебников по географии, которые до этого времени в регионах использовались в небольших количествах».
«Исключение из перечня большинства учебников ставит в крайне тяжелую ситуацию учителей, которым в кратчайший срок предстоит полностью перестроить преподавание сразу по нескольким — до пяти (с 5-го по 9-й класс) — учебным курсам только в основной школе»,— говорится в письме.»
“Само по себе существование федеральных списков - это нарушение права учителя на выбор учебного пособия, гарантированное ст.47 "Закона об образовании", - считает Марина Балуева, сопредседатель профсоюза «Учитель». - Федеральные списки подлежат отмене. За содержание программы отвечает учитель, а не создатель учебника и уж тем более не создатель федерального списка. И учителям всегда напоминают именно об их ответственности за содержание, когда они начинают возмущаться качеством учебных пособий. Мол, вы сами должны все дополнить, изменить и отразить в рабочей программе, привлекая посторонние источники и приучая к ним детей. Тогда зачем нужны федеральные списки? Ответ прост: для устранения конкуренции между издателями учебников в пользу "своих" и "откативших". Федеральный список - это коррупционная составляющая образовательного процесса в стране».
«Выброшенные из федерального перечня учебники содержат грифы "Одобрено" или "Рекомендовано". Таким образом, использование их вполне законно и допустимо, - уточняет активист профсоюза, учитель географии Леонид Перлов. - Проблема в том, что школе не дадут заказать учебники, которые в перечень не включены - просто не профинансируют их закупку».
Источник здесь
Привет Профсоюзу учителей! :-) |