
Конец года прошёл, как всегда, очень бурно. Было много всего, но особенно затмил все новости случай, про который хочу рассказать особо из-за его своеобразной типичности в жизни учителя.
Началось всё с того, что я был наблюдателем на Всероссийской проверочной работе, допустим, по истории в одном из классов нашей школы и поймал одну из девочек-учениц непосредственно за списыванием из телефона. Это при том, что телефоны учащиеся должны были оставить при входе в аудиторию проведения работы, о чём говорит и Закон об образовании (Федеральный закон от 19.12.2023 N 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"). В общем, обычное дело, можно сказать рутина – я забрал телефон, и работа продолжилась.
Вдруг примерно через 10-15 минут эта самая девочка бурно зарыдала, вскочила с места и выбежала из класса, так и не вернувшись к работе. Начался первый акт - на перемене меня пригласили к директору. В кабинете продолжала рыдать ученица, теперь уже обвинявшая меня в избиениях. Правда показать следы этих избиений она показать не смогла, но уточнила, что эти следы БЫЛИ, и её подружка может это подтвердить. Я, в свою очередь, рассказал, как было дело с моей точки зрения, показал телефон, на котором сохранилась открытая страница Яндекс-поисковика с информацией по ответам на ВПР. Естественно, извинился, объяснил девочке вместе с директором, что поступил против правил потому, что по правилам должен был удалить её с работы. При этом я обязан был заполнить Протокол удаления с ВПР, в котором была бы указана причина удаления – списывание с электронного носителя информации с выходом в интернет. Этот документ создал бы ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЛЕД, который бы тянулся за ученицей всю жизнь, и на всех последующих экзаменах девочке уделяли бы особое внимание.
Информационный (цифровой) след — это данные, которые остаются после активности человека в интернете. Он может включать как намеренные действия, так и автоматически собираемую информацию.
Цифровой след обучающихся позволяет отслеживать прогресс обучающегося, подтверждать знания и навыки, которыми он овладел, а также получать персонализированные рекомендации для дальнейшего обучения и развития.
Цифровой след формируется из множества источников данных, например:
- обратной связи от обучающихся, когда они сами оценивают и комментируют процесс и результаты обучения;
- перекрёстных отзывов других обучающихся, отзывов, оставленных преподавателями или внешними наблюдателями;
- автоматизированного сбора информации, характеризующего процесс обучения и фиксируемого журналами информационных систем;
- данных из сред разработки и коммуникации: информации о работе школьников в средах программирования, системах общения и других инструментах;
- биометрических данных: информация, полученная с помощью технологий биометрической идентификации.
Цифровой след обучающегося начинает формироваться с момента начала обучения в образовательном учреждении и включает в себя различные персональные данные, информацию о поступлении, успеваемости в течение всего периода обучения, данные учебной аналитики, собираемые автоматически при работе с материалами, расположенными в системах дистанционного обучения и на платформах открытого образования, например, при прохождении массовых открытых онлайн-курсов, информацию об участии в конкурсах и олимпиадах и т. д..
Существуют два основных типа цифровых следов:
Пассивный цифровой след — это данные, собранные без ведома пользователя.
Активный цифровой след — это намеренно публикуемые пользователем данные.
Да, цифровой след может быть опасен. Например, цифровая репутация формируется помимо воли пользователя, а иногда и вопреки ей. Публикуемые сообщения и отзывы могут быть неверно истолкованы и размещены на более широкую аудиторию. Негатив из интернета может навредить в последующем учёбе, бизнесу и личным отношениям.
Вместо всего этого я просто изъял телефон и позволил продолжить работу. Извинения были приняты; казалось бы, что инцидент исчерпан.

Но через 20 минут меня вновь пригласили в кабинет директора, потому что приехали родители оскорблённой ученицы. При этом мама для увеличения драматизма ситуации была одета в униформу одного из силовых ведомств Российской Федерации.
- ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО СОВЕРШИЛИ УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ? – был её первый вопрос мне.
Господи, ну конечно понимаю. Более того, возбуждать уголовное дело – это Ваше неотъемлемое право, уважаемые родители, меня ставить в известность совсем не обязательно.
Началась "продуктивная" беседа, длившаяся достаточно долго. Просто опишу один из эпизодов: мама требовала, чтобы я НА НЕЙ показал, какие действия я производил с её девочкой. Тут уже резко против была директор, попросившая не доводить ситуацию до абсурда. Я добавил, что только муж имеет право НА НЕЙ что-то показывать, у меня есть своя семья.
В конце концов меня попросили ИЗВИНИТЬСЯ. Я уже один раз извинился, поэтому просто напомнил об этом, добавив, что можно обойтись без падания ниц, посыпания главы пеплом и целования туфель оскорблённой стороны.
Ну, и, собственно, отпросился вести урок, так как очередной класс сидел один в кабинете.
К сожалению, ситуация достаточно типичная, поэтому я хотел бы напомнить всем сторонам учебного процесса некоторые вещи безотносительно к данному конкретному случаю.
Во-первых, родителям стоит помнить, что согласно Закону об образовании, именно родители являются ответственными за обучение и воспитание своих детей, школа лишь СОДЕЙСТВУЕТ им в этом:
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025).
СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей :
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
.......
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
Прошу внимательно вдуматься в эти слова.
Во-вторых, явные случаи нарушений со стороны детей (в том числе и удаления с контролирующих процедур по причине списывания) отслеживаются в наш цифровой век с поразительной лёгкостью. Это тот самый цифровой след, о котором я уже упоминал. Диванные критики системы возопят о цифровом концлагере, а я назову эту ситуацию попыткой призвать молодых граждан России вести себя честно по отношению к другим. Конкуренция, знаете ли, должна быть по возможности полной. Поэтому в следующий раз в ситуации, подобной описанной выше, я просто буду действовать по закону, а не в долгосрочных интересах конкретного ребёнка.
В-третьих, сейчас личность учителя от буллинга защищает достаточно большой объём законов. Приведу только некоторые статьи:
Статья 21 ("Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020))
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024))
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025))
Устав учебного заведения, Правила внутреннего распорядка, Правила внутреннего распорядка учащихся и другие, применимые к ситуации документы (у разных школ они свои, копии наших можно скачать на сайте МАОУ СОШ №208 здесь, здесь или здесь).
Так что в игру с уголовным или гражданским преследованием можно играть вдвоём: приведу только один пример из своей богатой практики. Он самый давний (я тогда совсем немного работал в МАОУ СОШ №208), поэтому с этической точки зрения обнародование этого иска вряд ли может нанести кому-то ущерб. Вкратце: некий мальчик вёл себя вызывающе по отношению к учителям, детям и администрации. Единственный законный представитель – мама – полностью стала на сторону ребёнка, обвиняя во всём школу.
В целях профилактики лично мною был подан иск о защите чести и достоинства и выплате компенсации морального вреда в 1 рубль, который я выиграл (предоставляю решение суда с затёртыми личными данными участников). Заочное решение можно прочитать здесь, здесь и здесь (страницы 1,2 и 3 соответственно). К сожалению, это было не в последний раз.
В заключение хотелось бы посетовать на парадоксальность сложившейся ситуации: все вокруг сетуют, что не хватает опытных учителей вообще, и мужчин в частности, но именно их выдавливают из образования в первую очередь. Не могу в этой связи ещё раз не поблагодарить своего директора, много раз выручавшего меня и коллег из самых сложных ситуаций – Чуб Татьяну Сергеевну.
Кроме того, в современном мире зачастую учителю гораздо проще договориться с детьми, чем с их законными представителями. Наверное, практикующие коллеги не дадут соврать. |